Правовое воспитание

Историческое значение
каждого русского человека
измеряется его заслугами Родине,
его человеческое достоинство –
силой его патриотизма
Н.Г. Чернышевский
По любым вопросам защиты прав семьи и детей все граждане Калининского района могут обратиться в прокуратуру района по адресу: г. Новосибирск, ул. Новая Заря, д.40а (остановка «Учительская») в любой рабочий день с 09-00 часов до 18-00 часов (обед с 12-30 до 13-20 часов).
По вопросам зашиты прав детей Вы можете обратиться в следующие органы:
  1. в комиссию по делам несовершеннолетних по вопросам нарушения прав несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, г.Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, д.2,4 этаж;
  2. в отдел опеки и попечительства о детях, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, г. Новосибирск, ул. Народная, д.ЗЗ;в комплексный центр социального обслуживания населения района о детях, нуждающихся а помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся и социально опасном положении, г. Новосибирск, ул. Народная, д.ЗЗ;
  3. в отдел полиции №4 «Калининский» о выявлении лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления или антиобщественных действий или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, совершивших правонарушение или антиобщественные действия, г. Новосибирск. "ул. Учительская, д.40а;
  4. в отдел образования о детях, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях, г.Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, д.51.
  5. в отдел по делам молодежи администрации района о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в мой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости, г. Новосибирск, ул. Богдана Хмельницкого, д.2.
Развитие современной России свидетельствует о том, что активная гражданская позиция - необходимое условие становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства.
Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Однако часто после окончания школы обнаруживается полная правовая безграмотность молодых людей. Получая в школе предметные знания, учащиеся зачастую остаются несведущими в вопросах политических и социальных, не способны адаптироваться к взрослой жизни.
Правовые знания нужны школьникам, прежде всего для того, чтобы уметь правильно себя вести в различных житейских ситуациях, затрагивающих юридические взаимоотношения. С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в лицее проводятся классные часы, встречи с инспектором ПДН, игры «Хочу быть президентом» , «Я - гражданин России» и другие интеллектуальные игры по праву, акция «Мои права и обязанности»

Из Всеобщей Декларации прав человека, принятой на сессии ООН 10 декабря 1948 года.

Генеральная ассамблея провозглашает настоящую всеобщую Декларацию прав человека в качестве задачи, к выполнению которой должны стремится все народы и все государства с тем, чтобы каждый человек и каждый орган общества, постоянно имея в виду настоящую Декларацию, стремились путем просвещения и образования содействовать уважению этих прав и свобод и обеспечению путем национальных и международных прогрессивных мероприятий всеобщего и эффективного признания и осуществления их как среди народов государств - членов Организации, так и среди народов территорий, находящихся под их юрисдикцией.
Статья 26
  1. Каждый человек имеет право на образование. Образование должно быть бесплатным, по меньшей мере, в том, что касается начального и общего образования. Начальное образование должно быть обязательным. Техническое и профессиональное образование должно быть общедоступным, и высшее образование должно быть одинаково доступным для всех на основе способностей каждого.
  2. Образование должно быть направлено к полному развитию человеческой личности и к увеличению уважения к правам человека и основным свободам. Образование должно содействовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми народами, рассовыми и религиозными группами и должно содействовать деятельности Организации Объединенных Наций по поддержанию мира.
  3. Родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей.
Статья 27
  1. 1. Каждый человек имеет право свободно участвовать в культурной жизни общества, наслаждаться искусством, участвовать в научном прогрессе и пользоваться его благами.
  2. 2. Каждый человек имеет право на защиту его моральных и материальных интересов, являющихся результатом научных, литературных или художественных трудов, автором которых он является.
Статья 29
  1. Каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности.
  2. При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе. Осуществление этих прав и свобод ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам Организации Объединенных Наций.
Статья 30
Ничто в настоящей Декларации не может быть истолковано как предоставление какому-либо государству, группе лиц или отдельным лицам права заниматься какой-либо деятельностью или совершать действия, направленные к уничтожению прав и свобод, изложенных в настоящей Декларации.

Из Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года

Государства - участники настоящей Конвенции, считая, что в соответствии с принципами, провозглашенными в Уставе Организации Объединенных Наций, признание присущего достоинства, равных и неотъемлемых прав всех членов общества являются основой обеспечения свободы, справедливости и мира на земле; учитывая должным образом важность традиций и культурных ценностей каждого народа для защиты и гармоничного развития ребенка, согласились с нижеследующим:
Статья 28
  1. Государства - участники признают право ребенка на образование, и с целью постепенного достижения осуществления этого права на основе равных возможностей они, в частности:
    а) вводят бесплатное и обязательное начальное образование;
    б) поощряют развитие различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, обеспечивают его доступность для всех детей и принимают такие необходимые меры, как введение бесплатного образования и предоставление в случае необходимости финансовой помощи;
    в) обеспечивают доступность информации и материалов в области образования и профессиональной подготовки для всех детей;
    г) принимают меры по содействию регулярному посещению школ и снижению числа учащихся, покинувших школу.
  2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка и в соответствии с настоящей Конвенцией.
  3. Государства-участники поощряют и развивают международное сотрудничество по вопросам, касающимся образования в частности, с целью содействия ликвидации невежества и неграмотности во всем мире и облегчения доступа к научно-техническим знаниям и современным методам обучения. В этой связи особое внимание должно уделяться потребностям развивающихся стран.
Статья 29
Государства-участники соглашаются в том, что образование ребенка должно быть направлено на:
а) развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме;
б) воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных наций;
в) воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, стране его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной;
г) подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы между всеми народами, этническими, национальными и религиозными группами, а также лицами из числа коренного населения;
д) воспитание уважения к окружающей природе.
Статья 31
Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха.

Права и обязанности обучающихся

Права обучающегося охраняются Конвенцией ООН о правах ребенка, действующим законодательством Российской Федерации.

Каждый обучающийся имеет права:

  • на защиту своего достоинства;
  • на защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности;
  • на участие в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
  • на участие во Всероссийских и иных олимпиадах;
  • на удовлетворение потребности в эмоционально-личностном общении;
  • на развитие творческих способностей и интересов;
  • на получение бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования в соответствии с федеральными государственными стандартами;
  • на обучение в рамках федеральных образовательных стандартов по индивидуальному учебному плану, ускоренный курс обучения;
  • на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотеки Учреждения;
  • на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
  • на уважение человеческого достоинства, свободу совести и информации, свободное выражение собственных взглядов и убеждений;
  • на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом;
  • на перевод в другое образовательное учреждение при наличии свободного места и по уважительной причине;
  • на отдых, в том числе организованный, между уроками, в выходные и праздничные дни.

Обучающиеся в Учреждении обязаны:

  • выполнять Устав Учреждения;
  • добросовестно учиться, не мешать учебному процессу, стремиться к самостоятельному овладению знаниями, выполнению заданий учителя в классе и дома;
  • бережно относиться к имуществу Учреждения;
  • уважать честь и достоинство других обучающихся, воспитанников и работников;
  • выполнять требования работников Учреждения в части, отнесенной Уставом и правилами поведения для учащихся к их компетенции;
  • быть аккуратным и опрятным в одежде;
  • экономно использовать электроэнергию и воду;
  • с облюдать установленные правила внутреннего распорядка, техники безопасности,санитарии, гигиены;
  • уважать права и считаться с интересами других учащихся, работников, не подвергать опасности их жизнь и здоровье.
Дисциплина в Учреждения поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся.

Права и обязанности родителей (законных представителей)

Родители (законные представители) имеют право:

  • выбора, с учетом мнения детей, образовательного учреждения и формы получения образования (до получения несовершеннолетними деть общего образования);
  • заключать и расторгать договор между Учреждением и родителями (законными представителями);
  • принимать участие в работе педагогического Совета Учреждения;
  • участвовать в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
  • защищать законные права и интересы детей;
  • вносить предложения по улучшению работы с детьми, по организации дополнительных услуг в Учреждении;
  • требовать уважительного отношения к ребенку;
  • создавать различные родительские объединения, клубы в Учреждении;
  • заслушивать отчеты директора Учреждения и педагогов о работе Учреждения;
  • знакомиться с Уставом Учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • знакомиться с ходом и содержанием образовательного процесса, с оценками и успеваемостью обучающегося;
  • вносить пожертвования на развитие Учреждения.

Родители (законные представители) обязаны:

  • защищать законные права и интересы детей;
  • участвовать в управлении Учреждением в формах, определенных Уставом Учреждения;
  • нести ответственность за обучение и воспитание своих детей, обеспечить получение детьми среднего (полного) общего образования;
  • создавать необходимые условия для получения своими детьми образования;
  • соблюдать Устав Учреждения и выполнять Устав Учреждения в части, касающейся их прав и обязанностей;
  • своевременно ставить в известность Учреждение о возможности отсутствия или болезни обучающегося;
  • в случае подписания договора с Учреждением строго соблюдать его выполнение.
Другие права и обязанности родителей (законных представителей) обучающихся Учреждения могут закрепляться в заключенном между ними и Учреждением договоре, который не может противоречить законодательству, Типовому положению об общеобразовательном учреждении и настоящему Уставу.

Правила внутреннего распорядка для обучающихся

  1. Общие правила поведения

    1. Обучающийся приходит в лицей за 15-20 минут до начала занятий в форме, установленной Уставом лицея, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает свое рабочее место в учебном кабинете и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку.
    2. Нельзя приносить в лицей и его территорию с любой целью и использовать любым способом взрывоопасные и огнеопасные вещества, спиртные напитки, наркотики и другие одурманивающие средства, а также токсичные вещества и яды.
    3. Нельзя без разрешения педагогического работника уходить из лицея в урочное время. В случае пропуска занятий учащийся должен предъявить классному руководителю справку от врача или записку от родителей (лиц, их заменяющих) о причине отсутствия на занятиях. Пропускать занятия без уважительных причин не разрешается.
    4. Учащиеся лицея проявляют уважение к старшим, заботятся о младших.
    5. Вне лицея учащиеся ведут себя везде и всюду так, чтобы не уронить свою честь и достоинство, не запятнать доброе имя лицея.
    6. Учащиеся берегут имущество лицея, аккуратно относятся как к своему, так и к чужому имуществу.
  2. Поведение на занятиях

    1. При входе учителя в класс учащиеся встают в знак приветствия и садятся после того, как учитель, ответив на приветствие, разрешит сесть. Подобным образом учащиеся приветствуют любого взрослого, вошедшего в класс во время занятий.
    2. Во время урока нельзя шуметь, отвлекаться самому и отвлекать одноклассников от занятий посторонними разговорами, играми и другими действиями, не относящимися к уроку делами. Урочное время должно использоваться учащимися только в учебных целях.
    3. Если во время занятий учащемуся необходимо выйти из класса, то он должен поднять руку и попросить разрешения учителя.
    4. Если учащийся хочет задать вопрос учителю или ответить на вопрос учителя, он поднимает руку.
    5. Звонок об окончании урока дается для учителя. Только, когда учитель объявит об окончании занятий, учащиеся вправе покинуть класс. При выходе учителя или другого взрослого из класса учащиеся встают.
  3. Поведение до начала, в перерывах и после окончания занятий

    1. Во время перерывов (перемен) учащийся обязан:
      • навести чистоту и порядок на своем рабочем месте;
      • выйти из класса;
      • помочь подготовить класс по просьбе учителя к следующему уроку.
    2. Учащимся запрещается:
      • бегать по лестницам, вблизи оконных проемов и в других местах, не приспособленных для игр;
      • толкать друг друга, бросаться предметами и применять физическую силу;
      • употреблять непристойные выражения и жесты, шуметь, мешать отдыхать другим.
    3. Учащиеся, находясь в столовой:
      • подчиняются требованиям педагогических работников и работников столовой;
      • соблюдают очередь при получении еды;
      • проявляют внимание и осторожность при получении и употреблении горячих и жидких блюд;
      • употребляют еду и напитки, приобретенные в столовой и принесенные с собой, только в столовой;
      • убирают за собой посуду после принятия пищи.
  4. Заключительные положения

    1. Учащиеся не имеют право во время нахождения на территории лицея и при проведении лицейских мероприятий совершать действия, опасные для жизни и здоровья самого себя и окружающих.
    2. Настоящие правила распространяются на территории лицея и на все мероприятия, проводимые лицеем.