Новости >> 2015 >> ...
Выездной семинар в СОШ №4 г. Болотное
Выездной семинар в СОШ №4 г. Болотное 14 ноября группа наших педагогов выезжала в МБОУ СОШ № 4 города Болотное Болотнинского района Новосибирской области для проведения семинара, в котором приняли участие представители образовательных учреждений, для которых наш лицей является «стажировочной площадкой». На семинаре присутствовали педагоги, чьи образовательные учреждения закреплены как «пилотные площадки». Это СОШ №4 города Болотный, директор Оксана Викторовна Рябцева; Колыванская средняя общеобразовательная школа №2 директор – Никулина Людмила Павловна; Пашинская СОШ №70, директор – Юрсова Елена Владимировна.
Семинар начался с приветственного слова директора школы №4 Оксаны Викторовны Рябцевой. Она рассказала о коллективе школы, о традициях, достижениях и планах своего учебного заведения.
Затем слово было предоставлено руководителю группы «Стажировочная площадка» - Нине Эриковне Фроловой, заместителю директора МБОУ лицея № 81 по НМР.
Нина Эриковна сказала о цели встречи, определила тему семинара.
Тема семинара: «Структурный анализ проблем с помощью диаграммы Ишикавы в рамках реализации регионального проекта УКО».
Цель данной встречи познакомить участников семинара с методом Ишикавы, своеобразным графическим инструментом, позволяющим с помощью диаграммы наглядно и систематизированно анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые порождают эти следствия или влияют на них.
Пленарная часть семинара началась с выступления Дмитрия Викторовича Фролова, учителя физики, аудитора Центра внутренннего аудита. Тема его доклада: «Диаграмма Ишикавы как метод структурного анализа».
Дмитрий Викторович рассказал историю разработки метода структурного анализа, который предполагает установление связей между проблемами качества процессов, факторами, влияющими на качество, и возможными путями реализации проблем качества.
- Диаграмму причин и результатов впервые внедрил в производственную практику профессор Токийского университета Каору Ишикава (1953 г.).
Вскоре она получила широкое распространение во многих фирмах Японии и была включена в японский промышленный стандарт по терминологии в области контроля качества. Это один из наиболее элегантных и широко используемых методов среди так называемых простых инструментов контроля качества.
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Иначе диаграмму Ишикавы называют причинно-следственной диаграммой или «рыбий скелет». Это один из методов структурного анализа — ключ к решению возникающих проблем.
Метод Ишикавы может быть использован не только для выявления проблем качества процессов, но и в образовательном процессе.
О том, как можно применять «Метод Ишикавы» на уроках по стереометрии в 10-м классе, рассказала Нина Эриковна Фролова. Тема её сообщения: «Структурирование учебной темы по стереометрии с помощью диаграммы Ишикавы на примере параллельности прямых и плоскостей».
При изучении этой темы в активную учебно-исследовательскую и практическую деятельность вовлекаются ученики. Разбившись на группы, они самостоятельно находят решение, структурируя научный текст с помощью матриц и диаграмм.
Использование «Диаграммы Ишикавы» на уроках гуманитарного цикла предполагается в следующем направлении. Выявляется проблема в представленном тексте, выявляются факты, влияющие на эту проблему, выявляются подтверждения в тексте. Выстраивается схема текста, иллюстрирующая главную мысль текста, аргументы и факты, подтверждающие её.
О применении «Метода Ишикавы» на уроках русского языка и литературы рассказала Ольга Викторовна Толстых, учитель русского языка и литературы. Тема её сообщения: «Метод Ишикавы при работе с текстом». Ольга Викторовна показала использование диаграммы Ишикавы при написании сочинения на экзамене, продемонстрировав это на примере занятия при подготовке учащихся к написанию сочинения в задании 15.1 на ОГЭ.
Ирина Юрьевна Сидина, учитель математики, рассказала о применении метода «Фишбоун» или диаграммы Ишикавы на уроках математики.
Тема её мастер-класса: «Метод Фишбоун» при организации повторения и обобщения при подготовке к итоговой аттестации».
Она предложила рассмотреть приемы структурирования знаний на уроке математики, на примере обобщения по теме: «Четырехугольники».
В сообщении учителя было сказано: - Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, установить причинно-следственные связи явлений, способствуют развитию критического мышления. С помощью схемы можно найти решение практически любой сложной задачи, зачастую во время работы могут возникнуть новые идеи.
Кроме того, такая схема может быть очень хорошим средством визуализации большого объёма теоретического материала.
«Диаграмма Ишикавы» может быть использована не только учителями-предметниками, но и в работе классного руководителя. Свой опыт в рамках темы семинара представила Ольга Александровна Касаткина, учитель математики и классный руководитель 8А класса:
- Каждый классный руководитель, набирая новый класс, разрабатывает «Программу развития и воспитания класса», одним из направлений которой является программа «Здоровье».
В определённый момент времени может возникнуть проблема модернизации этой программы с учётом изменившихся обстоятельств.
Что учесть, какие факторы влияют на здоровье детей сегодня? Всё это можно выяснить, предложив «мозговой штурм» по методу Ишикавы, решая, таким образом, проблему сохранения здоровья с родителями на собрании, учителями, работающими в классе, и даже детьми.
По результатам этой работы можно будет вносить изменения в программу.
В практической части семинара Ольга Александровна Касаткина и Ольга Викторовна Толстых провели «деловую игру». Участникам семинара было предложено самим поучаствовать в «мозговом штурме» и с помощью метода Ишикавы ответить на актуальный для многих образовательных учреждений вопрос: «Почему возникает низкий уровень готовности к инновациям?»
В результате с помощью диаграмм Ишикавы были выявлены как общие факторы, влияющие на проблему инноваций, так и специфические для каждой школы.
Подводя итог работы семинара, Нина Эриковна Фролова рассказала об опыте работы использования метода Ишикавы при выявлении проблемы низкой мотивации к инновациям в лицее №81: как проблема была выявлена, какие факторы влияют на формирование этой проблемы, как выстроить работу педагогического коллектива, администрации, чтобы эта проблема была сведена к минимуму.
В заключение было сказано, что объектами исследования в образовательной организации с помощью причинно-следственных диаграмм могут быть: низкая успеваемость в классе по предмету, увеличение случаев нарушения дисциплины, падение активности педагогов или учащихся в тех или иных направлениях деятельности, управление персоналом и т. д.
Семинар прошел плодотворно и конструктивно, были затронуты злободневные вопросы образования. Заключительным этапом работы семинара стало обсуждение в форме «круглого стола». Вопросы, предложенные выступающими, были с интересом встречены и обсуждены участниками семинара
Семинар начался с приветственного слова директора школы №4 Оксаны Викторовны Рябцевой. Она рассказала о коллективе школы, о традициях, достижениях и планах своего учебного заведения.
Затем слово было предоставлено руководителю группы «Стажировочная площадка» - Нине Эриковне Фроловой, заместителю директора МБОУ лицея № 81 по НМР.
Нина Эриковна сказала о цели встречи, определила тему семинара.
Тема семинара: «Структурный анализ проблем с помощью диаграммы Ишикавы в рамках реализации регионального проекта УКО».
Цель данной встречи познакомить участников семинара с методом Ишикавы, своеобразным графическим инструментом, позволяющим с помощью диаграммы наглядно и систематизированно анализировать взаимосвязи следствий и причин, которые порождают эти следствия или влияют на них.
Пленарная часть семинара началась с выступления Дмитрия Викторовича Фролова, учителя физики, аудитора Центра внутренннего аудита. Тема его доклада: «Диаграмма Ишикавы как метод структурного анализа».
Дмитрий Викторович рассказал историю разработки метода структурного анализа, который предполагает установление связей между проблемами качества процессов, факторами, влияющими на качество, и возможными путями реализации проблем качества.
- Диаграмму причин и результатов впервые внедрил в производственную практику профессор Токийского университета Каору Ишикава (1953 г.).
Вскоре она получила широкое распространение во многих фирмах Японии и была включена в японский промышленный стандарт по терминологии в области контроля качества. Это один из наиболее элегантных и широко используемых методов среди так называемых простых инструментов контроля качества.
Применяется при разработке и непрерывном совершенствовании продукции. Иначе диаграмму Ишикавы называют причинно-следственной диаграммой или «рыбий скелет». Это один из методов структурного анализа — ключ к решению возникающих проблем.
Метод Ишикавы может быть использован не только для выявления проблем качества процессов, но и в образовательном процессе.
О том, как можно применять «Метод Ишикавы» на уроках по стереометрии в 10-м классе, рассказала Нина Эриковна Фролова. Тема её сообщения: «Структурирование учебной темы по стереометрии с помощью диаграммы Ишикавы на примере параллельности прямых и плоскостей».
При изучении этой темы в активную учебно-исследовательскую и практическую деятельность вовлекаются ученики. Разбившись на группы, они самостоятельно находят решение, структурируя научный текст с помощью матриц и диаграмм.
Использование «Диаграммы Ишикавы» на уроках гуманитарного цикла предполагается в следующем направлении. Выявляется проблема в представленном тексте, выявляются факты, влияющие на эту проблему, выявляются подтверждения в тексте. Выстраивается схема текста, иллюстрирующая главную мысль текста, аргументы и факты, подтверждающие её.
О применении «Метода Ишикавы» на уроках русского языка и литературы рассказала Ольга Викторовна Толстых, учитель русского языка и литературы. Тема её сообщения: «Метод Ишикавы при работе с текстом». Ольга Викторовна показала использование диаграммы Ишикавы при написании сочинения на экзамене, продемонстрировав это на примере занятия при подготовке учащихся к написанию сочинения в задании 15.1 на ОГЭ.
Ирина Юрьевна Сидина, учитель математики, рассказала о применении метода «Фишбоун» или диаграммы Ишикавы на уроках математики.
Тема её мастер-класса: «Метод Фишбоун» при организации повторения и обобщения при подготовке к итоговой аттестации».
Она предложила рассмотреть приемы структурирования знаний на уроке математики, на примере обобщения по теме: «Четырехугольники».
В сообщении учителя было сказано: - Схемы Фишбоун дают возможность организовать работу обучающихся в парах или группах, установить причинно-следственные связи явлений, способствуют развитию критического мышления. С помощью схемы можно найти решение практически любой сложной задачи, зачастую во время работы могут возникнуть новые идеи.
Кроме того, такая схема может быть очень хорошим средством визуализации большого объёма теоретического материала.
«Диаграмма Ишикавы» может быть использована не только учителями-предметниками, но и в работе классного руководителя. Свой опыт в рамках темы семинара представила Ольга Александровна Касаткина, учитель математики и классный руководитель 8А класса:
- Каждый классный руководитель, набирая новый класс, разрабатывает «Программу развития и воспитания класса», одним из направлений которой является программа «Здоровье».
В определённый момент времени может возникнуть проблема модернизации этой программы с учётом изменившихся обстоятельств.
Что учесть, какие факторы влияют на здоровье детей сегодня? Всё это можно выяснить, предложив «мозговой штурм» по методу Ишикавы, решая, таким образом, проблему сохранения здоровья с родителями на собрании, учителями, работающими в классе, и даже детьми.
По результатам этой работы можно будет вносить изменения в программу.
В практической части семинара Ольга Александровна Касаткина и Ольга Викторовна Толстых провели «деловую игру». Участникам семинара было предложено самим поучаствовать в «мозговом штурме» и с помощью метода Ишикавы ответить на актуальный для многих образовательных учреждений вопрос: «Почему возникает низкий уровень готовности к инновациям?»
В результате с помощью диаграмм Ишикавы были выявлены как общие факторы, влияющие на проблему инноваций, так и специфические для каждой школы.
Подводя итог работы семинара, Нина Эриковна Фролова рассказала об опыте работы использования метода Ишикавы при выявлении проблемы низкой мотивации к инновациям в лицее №81: как проблема была выявлена, какие факторы влияют на формирование этой проблемы, как выстроить работу педагогического коллектива, администрации, чтобы эта проблема была сведена к минимуму.
В заключение было сказано, что объектами исследования в образовательной организации с помощью причинно-следственных диаграмм могут быть: низкая успеваемость в классе по предмету, увеличение случаев нарушения дисциплины, падение активности педагогов или учащихся в тех или иных направлениях деятельности, управление персоналом и т. д.
Семинар прошел плодотворно и конструктивно, были затронуты злободневные вопросы образования. Заключительным этапом работы семинара стало обсуждение в форме «круглого стола». Вопросы, предложенные выступающими, были с интересом встречены и обсуждены участниками семинара